Цифровое фото, любительская съёмка      Цифровое фото, любительская съёмка      Цифровое фото, любительская съёмка      Цифровое фото, любительская съёмка      Цифровое фото, любительская съёмка      Цифровое фото, любительская съёмка

                                                                                                                                                                                                Из истории Орловского края 

На главную

Природа

Цветы

Разное

Старое фото

Desktop

Орловские пейзажи

 

   * Наши предки

В VIII веке нашей эры Орловский край заселило одно из вос­точнославянских племен - вятичи. Первые письменные сведения о них мы находим в древнейшей русской летописи - «Повести временных лет». Появление вятичей в нашем крае автор летописи связывает с переселением их из западных славянских областей. Он писал, что были два брата у ляхов - Радим, и Вятко. Радим обосновался на Соже, и от него пошли радимичи, а Вятко сел с родом на Оке, и от него получили свое название вятичи. Сооб­щение летописца подтверждено археологическими раскопками. Поселения вятичей в большом количестве выявлены по верхнему течению Оки и ее притокам Нугре, Упе, Зуше и Жиздре. В других местах вятичи появились позднее.Курганы бассейна верхней Оки

Новые поселенцы заняли обжитые прежним населением места и смешались с ним. Жили вятичи родовыми общинами в неукреп­ленных поселениях - селищах. Как и у других славянских племен, во главе общины стоял старейшина рода, Одно из селищ вяти­чей найдено возле деревни Лебедка Урицкого района. При рас­копках были обнаружены три землянки производственного назначения, расположенные близко друг от друга. В одной землянке найдены хорошо сохранившийся сыродутный горн, обломки посуды, сде­ланной на гончарном круге, железное кольцо от удил, нож с прямой спинкой, костыльковый гвоздь, точильный брусок и маленькая шарообразная бусина из белого камня. Во второй землянке обнаружены обломки железной дужки от ведра, кусок обработан­ной кости, обломок глиняного дисковидного пряслица, сосуды (чаще гладкостенные, но иногда покрытые зубчатым или веревочным орнаментом). В третьей землянке найдены железный нож с черенком и слегка искривленной спинкой, железный нож с обломанным черенком и остатками деревянной рукоятки, костяное из­делие в виде бочоночка, хорошо отполированное, со сквозным отверстием.

Особенно важной находкой археологов были два железных сошника. Один из них представляет массивную треугольную пластину больших размеров и напоминает по своей форме плужный лемех. При помощи таких орудий труда крестьянская семья мог­ла подготовить под пашню земельный участок больших размеров и вести свое обособленное хозяйство. Эта находка показала, что у вятичей было распространено пашенное земледелие.

Вятичи разводили коров, лошадей, овец. На лошадях пахали землю, перевозили грузы. Каждая семья строила себе жилище - прямоугольную землянку, стены которой изнутри были обложены деревом. Над землей возвышались бревенчатые стены с двускат­ной крышей. Вятичи знали гончарное и кузнечное дело, занима­лись прядением и ткачеством. Широкое применение железа при­вело к развитию слесарного дела. Охота, рыбная ловля и борт­ничество (собирание меда диких пчел) были дополнительными источниками жизни. Для ловли рыбы вятичи применяли желез­ные остроги, крючки различных размеров, а также сети. В зимнее время рыбу ловили из-под льда. Проруби делали специальными пешнями.

В IX-X веках вятичи торговали с восточными странами. Глав­ным предметом торговли была пушнина - меха белки, куницы, соболя и др. Торговля шла по водным путям - Оке, Дону и Волге.

В X-XI веках Орловский край был отдаленной областью древнерусского государства, население которого платило дань киевским князьям. В упорной борьбе в течение нескольких ве­ков вятичи отстаивали свою независимость. По сообщению ле­тописи, они в 858 году платили дань хазарам, а спустя некоторое время - киевским князьям.

В 965 году киевский князь Святослав покорил вятичей на Оке, но вскоре они вышли из-под его власти. В 981 году Владимир Святославич вновь подчинил их Киеву. На следующий год, по сообщению летописи, они «заратились», то есть восстали. Влади­мир вторично победил их и наложил дань. Вятичи оказывали со­противление сборщикам дани. Лишь во второй половине XI века Владимир Мономах после двух походов окончательно утвердил свою власть над вятичами. В своем «Поучении» сыновьям он пи­сал: «А в вятичи ходихом по две зимы да Ходоту я сына его». По­ходы Мономаха были направлены против вятического князя Ходоты, столицу которого Коръдно археологи до сих пор не устано­вили.

В конце XI века в нашем крае появляются отдельные феодальные замки-городища. В 1967 году археологи раскопали Спасское городище на реке Неполоди в Орловском районе. Это круглое в плане, небольшое, но хорошо укрепленное городище является остатками феодальной усадьбы конца XI-начала XII века. Уче­ные пришли к выводу, что это и есть городок Спать, упоминае­мый в летописи под 1147 годом. Раскопками открыты остатки ка­менного фундамента большого дома, принадлежавшего владель­цу усадьбы. В постройке сохранились крупные каменные блоки правильных очертаний от печи типа камина. На территории име­ется люк в подземный ход, ведущий прямо к реке. Подобного рода сооружение впервые обнаружено в бассейне верхней Оки. Неподалеку от дома феодала находилось жилище челяди - полу­землянка с глинобитной печью, а также ряд хозяйственных ям типа погребов. На территории усадьбы и в сооружениях найдены обломки стеклянных и бронзовых витых браслетов, бронзовые перстни, наконечники стрел, массивное долото, обломки серпов, пружинные ножницы, замки, бронзовый круг от подсвечника.

Городище у деревни Титова-Мотыка (Урицкий район) также является остатками укрепленной усадьбы феодала конца XI века. При раскопках здесь найдено много бытовых предметов, воору­жения, украшений. Из железных изделий обнаружены: ножи, гвозди, части цилиндрических замков и ключи от них, наконечни­ки стрел, удила, колечки от кольчуги, лошадиные путы, два кре­сала, пряжка и т. д. Многочисленные остатки черепков свидетель­ствуют о выделении гончаров-ремесленников, снабжавших своими изделиями и соседние селения.

В летописях XII века впервые упоминаются города Болдыж, Мценск, Вщиж, Домагощь, Девягорск, Елец, Карачев, Кромы, Новосиль, Севек и Трубчевск. Точное время их возникновения не известно, но составители летописи указали, что в 1142 году уже был город Вщиж, в 1146 году - Болдыж, Карачев и Севск, в 1147 году - Кромы, Мценск, Домагощь, Елец, Девягорск, в 1155 го­ду- Новосиль, в 1185 году - Трубчевск. Города принадлежали киевским князьям. В каждом городе жили княжеские посадники, феодалы с прислугой, ремесленники и торговцы.

Что из себя представляли города в то время, можно судить по остаткам Вщижа, хорошо изученным археологами. В результа­те раскопок они установили,, что в XI-начале XII века Вщиж был небольшой крепостью с посадом. В середине XII века город был перестроен. Он состоял из двух частей: кремля (детинца) с высокими дубовыми стенами и обширного посада, укрепленного мощными двойными земляными валами и глубоким рвом. В цент­ре кремля находилась восьмиугольная башня и каменная цер­ковь. В XIII веке укрепления Вщижа были оснащены «самострелами» с шестеренчатыми механизмами для натягивания мощной тетивы. В посаде проживали ремесленники, за городом распола­гались неукрепленные слободы, где жили крестьяне. По инстру­ментам и изделиям ремесленников, а также по различным пред­метам ученые определили высокий уровень развития ювелирного дела, железоделательного и кузнечного производства. Высоким мастерством отличались изделия плотников и печников.

Развитие ремесла вело к росту городского населения. Успешно осваивались и новые земли. На городских рынках продавались изделия ремесленников, крестьяне привозили зерно, мясо, кожи и другие продукты, необходимые жителям городов.

Кроме городов, в Орловском крае в XII-XIII веках было мно­го укрепленных поселений, в которых проживали мелкие феода­лы со своими слугами. Эти феодальные замки-городища сооружа­лись подневольными крестьянами. Строились они не из камня, как в Западной Европе, а из дерева и земли.

В XII веке Киевское государство распалось. Часть земель Ор­ловского края вошла в состав Черниговского княжества, а часть - в состав Новгород-Северского и Рязанского княжеств. В середи­не XII века образовались удельные княжества (Новосильское, Карачевекое и другие). Теперь в городах жили не посадники, а удельные князья. Горожане обязаны были нести «тягло» в пользу удельного князя, то есть платить налога, отбывать повинности (строить и ремонтировать дороги и выполнять другие работы).

Между черниговскими и новгорад-северскими князьями нача­лась борьба за обладание городами и землями нашего края. Как сообщается в летописи, черниговский князь Святослав в 1147 го­ду пришел к Девягорску и занял города Мценск и Домагощь. Через пять лет Юрий Долгорукий в свою очередь захватил часть наших земель, в том числе и город Мценск. В 1197 году владимиро-суздальский князь Всеволод Большое Гнездо с многочисленной дружиной разорил города и поселения края. Эта длительная меж­доусобная борьба князей закончилась соглашением, по которому территория нашего края надолго была включена в состав Черни­говского княжества.

Города Мценск, Кромы, Новосиль существуют по настоящее время. Часть вятических городов погибла во времена нашествий врагов, и следы их затерялись в глубине веков.

До середины XII века у вятичей сохранялась языческая рели­гия. Они поклонялись озерам, источникам, рощам, деревьям и животным. Покойников они клали на большую колоду, разводили костер и сжигали. Оставшиеся кости собирали в глиняный сосуд, ставили на землю и насыпали курган. В 1141 году вятичи убили монаха Кукшу и его спутника Пимена, прибывших распростра­нять христианскую веру. В народе сохранилась легенда о том, что Кукша и Пимен были убиты в лесу между селом Тельчье и деревней Карандаково.

Вятичи упорно не хотели расставаться со своей верой. Это происходило не потому, что они любили языческую религию боль­ше, чем христианство. Основной причиной послужило то, что часть вятичей стремилась сохранить некоторые остатки общинных порядков и не желала подчиняться власти князей и феодалов. Так как языческая религия зародилась в условиях ро-чового строя, вятичи и связывали ее со свободой. Новая   религия   начала вытеснять   старую  только   к   концу XII   века. А жители города Мценска, по преданию, окончательно приняли христианство лишь в XV веке.

     * Первые сведения о жителях нашего края   * Нашествие монголо-татарских орд   * Сторожевые заставы. Основание города Орла

  Старые фотографии. Уникальные снимки.

Найти: на eye-k.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе

Kurilina ©

     УЛИТКА - каталог ресурсов интернет     Женский портал, женских каталог, все для женщин!       Каталог ресурсов Весь Русский интернет (www.AllRunet.ru)  

 

Hosted by uCoz